Заказать, научиться, собрать в конструкторе: как получить рабочий чат-бот для мероприятия
Чат-бот способен заменить небольшой штат сотрудников: собрать аудиторию, напомнить о мероприятии, принять оплату, ответить на вопросы гостей и добавить в ивент элемент игры. Мы расскажем, какие возможности есть у чат-ботов, как их создать и сколько это стоит.
Зачем бизнесу чат-бот
Чат-бот общается с клиентом вместо службы поддержки: отвечает на вопросы, даёт советы, решает простые проблемы. Если ситуация выходит за рамки сценария, бот подключает к беседе живого специалиста. В результате вы:
уменьшаете нагрузку на отделы поддержки и продаж;
рассказываете о товарах и услугах;
собираете контакты пользователей;
продвигаете продукты;
продаете товары напрямую, минуя менеджера.
Чат-ботами пользуются организации, продающие товары и услуги: офлайн- и онлайн-магазины, салоны красоты, образовательные сервисы, юридические конторы. Например, среди наших клиентов много организаторов мероприятий, и вот как чат-боты им помогают.
Что умеет чат-бот для мероприятия
Набор функций может отличаться в зависимости от типа ивента. Расскажем о тех, которыми клиенты Botmother пользуются чаще всего.
Принять оплату
В Telegram, после обновления Payments 2.0, пользователь может совершить покупку из любого чата, а в счёт можно включить дополнительную информацию: наглядную иллюстрацию, описание, разные варианты товаров и услуг.
Хотя покупатель вводит данные в окне чата, платеж проходит не через мессенджер, а через эквайринговый сервис, например, Сбер или PayMaster. Сервис хранит и обрабатывает конфиденциальную информацию, вроде номера или CVV/CVC-кода.
Собранные в Botmother, чат-боты для Telegram поддерживают 15 платёжных провайдеров, среди которых: ПСБ, Сбер, ЮKаssa, Bank 131, Tranzzo, PayMaster. Для принятия оплаты на других платформах, можно подключить системы:
Robokassa;
PayOnline;
bePaid;
ЮKassa;
VK Pay.
Для этого регистрируют аккаунт в выбранной системе и интегрируют её в бот по инструкции, которую можно найти в базе знаний Botmother. Если возникнут трудности, можно обратиться в службу поддержки.
Ответить на вопросы гостей
У посетителей мероприятия всегда будут вопросы. Задача хорошего организатора — заранее их предусмотреть и подготовить ответы. Если компания уже проводила подобные ивенты, можно:
запросить статистику прошлого события у отдела продаж;
посмотреть поисковые запросы;
поднять старые тикеты;
перечитать написанный для сайта FAQ.
Ещё к этой информации можно добавить отработку основных возражений.
Если подобных мероприятий ещё не было, то можно прикинуть, какой информации не хватает потенциальным гостям. Например:
способы оплаты;
локация и транспорт;
дата;
список спикеров;
время выступлений;
возможности и способы задать вопросы выступающим;
наличие видеозаписи.
У чат-бота есть три способа ответить на все эти вопросы.
1. Отдельный блок FAQ. База знаний, где вопросы и ответы распределены по категориям и подкатегориям.
Минусы:
нельзя собрать статистику и построить гибкий сценарий.
Плюсы:
пользователю удобно.
Например, вопросы, связанные с оплатой, тоже можно разделить на подкатегории.
2. FAQ с поиском по частичному совпадению. Посетитель выбирает категорию или вводит запрос. Например, пишет в чате: «Как добраться?». Бот сам ищет и выдаёт ответ из базы по принципу частичного совпадения. Плюсы и минусы аналогичны предыдущему варианту.
В таком случае вам нужно задать только текст первого сообщения и текст при отсутствии результатов — остальное бот сделает сам.
3. Поиск по кнопкам. Организатор настраивает кнопки с вопросами, которые ведут на экраны с ответами. Минусы: у неподготовленного оператора создание кнопок займёт много времени. Плюсы: можно посмотреть статистику запросов и подключить живого оператора, если гость долго ищет ответ. При этом, оператор увидит карту поиска и примерно поймёт, к чему готовиться.
Так выглядит FAQ с поиском по кнопкам для пользователя.
А так бот выглядит изнутри.
Если планируете плотно взаимодействовать с аудиторий после мероприятия или проводить подобные ивенты в будущем, рекомендуем третий вариант. Он позволит собрать данные для анализа действий посетителей.
Напомнить о будущем мероприятии
Обычно первое оповещение присылают сразу после регистрации. Это небольшое письмо, в котором организатор благодарит гостя за проявленный к ивенту интерес и выдаёт минимальный набор справочной информации:
когда и где состоится событие,
как туда добраться,
как долго оно будет длиться,
что ожидает гостей,
какие дополнительные платные опции присутствуют.
За неделю до начала ивента организаторы отправляют ежедневные оповещения. Обычно их подают под видом интересных и полезных фактов, связанных с темой мероприятия, ненавязчиво напоминая, когда оно состоится.
Часто в ивентах используют такую цепочку — напоминают о начале за пять дней, за два дня и за день.
Цепочка выглядит иначе, если ивент платный, и участие не оплачено.
Всю эту работу может выполнить чат-бот с помощью отложенных сообщений. Ещё он может сообщать об акциях и скидках или напоминать о том, что необходимо иметь с собой, или как задать вопрос спикеру.
Сориентировать гостей во время ивента
Чат-бот поможет распределить потоки посетителей. Для этого к нему добавляют модули с навигацией. Если проводите офлайн-мероприятие, навигатор расскажет: когда и где выступают спикеры, как пройти к буфету, уборной, месту для курения, пожарному выходу.
Если проводите мероприятие онлайн, навигатор поможет открыть личный кабинет, подключиться к нужной комнате, найти записи ивента и скачать дополнительные материалы.
Показать дополнительные материалы
С помощью рассылки, чат-бот отправляет дополнительные материалы:
литературу по теме,
обучающие статьи и ролики,
иллюстрации,
домашние задания,
тесты,
формы обратной связи.
Главное заранее подготовить материалы и запланировать рассылку на удобное время.
Разыграть призы
Геймификация позволяет оживить практически любой ивент. Самый простой способ — розыгрыш призов.
Вот что можно разыграть:
мерч,
книги,
скидочные купоны,
сувенирную продукцию,
ужин со спикером,
бесплатный вход на следующий ивент.
Чат-бот умеет сохранять ID и номера телефонов гостей в гугл-таблице. Потом он берёт из неё данные и, с помощью рандомайзера, определяет победителя.
Собрать вопросы для спикера
С помощью рассылок, чат-бот собирает вопросы к спикерам. Например, посетитель получил сообщение: «Оказавшись перед [имя спикера], что вы у него спросите?». Гость вводит в поле чата свой вопрос, и вопрос сохраняется в гугл-документе. Спикеру дают доступ к файлу, и он отвечает на вопросы.
С помощью такой же механики еще можно запросить обратную связь обо всем ивенте.
Получить согласие на сбор и обработку данных
По закону, вы обязаны получить согласие на сбор и обработку этой информации, если собираетесь хранить её в базе и применять, например, для рассылок или анализа. Боты могут запрашивать согласие у пользователя — предлагать нажать на кнопку «Принять» или «Отклонить». Если человек выбрал вторую, то доступ к боту закрывается. Это не самая популярная функция, но она может пригодиться.
Какие инструменты можно добавить в чат-бот
Помимо платёжных систем и клиентской поддержки, в чат-бот можно внедрить нейросети и сервисы-интеграторы.
Искусственный интеллект
Конструктор от Botmother поддерживает интеграцию с шестью системами ИИ:
Whisper переводит аудиозапись в текст прямо в окне чата.
Text to Speech генерирует аудио на основе текста.
DALL-E создаёт изображение по описанию.
YandexGPT генерирует тексты на основе информации из открытых источников.
GPT OpenAI создаёт тексты и отвечает на вопросы пользователей.
ChatGPT предоставляет полезную информацию и развлекает пользователя диалогом.
Для начала нейросети можно добавить для простых механик — например, для ответа на вопросы гостей.
Встроенные сервисы
Наш конструктор чат-ботов предлагает две встроенные системы.
Zapier связывает бот с 2000+ приложений и автоматизирует рабочие процессы без необходимости писать код.
Albato помогает настроить передачу данных из бота в 110 сервисов.
Например, Albato пригодится, чтобы сохранять контакты с информацией о названии компании в клиентскую базу.
Пять способов создать чат-бот для ивента
Чат-бот можно написать на Python, PHP и Java или собрать в конструкторе. Для этого привлекают специалистов со стороны или обходятся своими силами. Рассмотрим плюсы и минусы каждого способа, и расскажем, сколько стоит создать чат-бот в 2024 году.
Заказать чат-бот у разработчика на аутсорсе
Можно привлечь стороннего разработчика — компанию или фрилансера. Компания возьмёт за работу от 50 000 рублей. С фрилансером на бирже можно договориться на 15-20 тысяч рублей.
С компаниями работать проще. Здесь чётко выстроены рабочие процессы и, как правило, есть служба поддержки. На старте специалист выяснит, что вам нужно, запишет пожелания и передаст информацию разработчикам в виде технического задания. Если в задании что-то упустили или какая-то часть программы работает неправильно, можно обратится к исполнителю и попросить дописать код.
С фрилансерами сложнее. Например, можно встретить безответственного исполнителя — человека, который выполнит работу не в полном объёме или откажется вносить правки в код. А правки будут, потому что невозможно создать идеальный чат-бот с первого раза. Каким бы продуманным не был сценарий, что угодно может пойти не так: разработчики что-то упустят, изменятся обстоятельства, появится новая информация, которую необходимо внести в скрипт.
Помимо денежных затрат, эти способы потребуют трудочасы менеджера. Он будет общаться с исполнителями: ставить задачи, контролировать выполнение, вести денежные расчёты и документацию.
Плюсы:
чат-бот сделают под ключ;
не нужно учить языки программирования или нанимать разработчика в штат.
Минусы:
либо дорого и надёжно, либо дёшево и рискованно;
сложно дорабатывать сценарии;
бывает сложно восстановить данные в боте, если он понадобится, например, через год — не все исполнители сохраняют данные.
Этот способ подходит для единичного мероприятия. Но если вы планируете проводить ивенты с определённой частотой, аутсорс не подходит.
Заказать собранный в конструкторе чат-ботов
Этот способ во многом похож на предыдущий. Разница в том, что чат-бот не пишут на языке программирования, а собирают в конструкторе, как Lego. Обычно таким занимаются фрилансеры-одиночки. По состоянию на 2024 год, собрать чат-бот в конструкторе стоит от 10-15 тысяч рублей. Можно отдать подряд компании разработчиков. Они сделают быстрее, но возьмут больше денег.
Плюсы:
это быстрее и дешевле, чем написать бот с нуля;
нет нужды вникать в устройство конструктора.
Минусы:
остаются проблемы с доработкой и бэкапом бота.
Для одного мероприятия такой подход сработает. Если бизнес выстроен на регулярных ивентах, то, как и предыдущий, вариант не подходит.
Нанять разработчика чат-ботов
Если чат-боты нужны регулярно и корректировать их приходится часто, то можно нанять в штат программиста — хотя бы удалёнщика на полставки.
Плюсы:
под контролем разработка, правки и бэкапы.
Минусы:
дополнительная нагрузка на ФОТ.
Даже если в этом месяце у вас нет работы для программиста, зарплату платить всё равно придётся. А ещё налоги с зарплаты, отпускные и больничные.
Обучить сотрудника создавать чат-боты
Можно обучить сотрудника создавать чат-боты, чтобы он делал это параллельно с основными задачами.
Плюсы:
под контролем разработка, правки и бэкапы.
Минусы:
оплата обучения;
во время обучения сотрудник не может работать в полную силу;
специалисту придётся поднять зарплату;
человек в любой момент может уволиться.
Обидно, когда компания вложилась в образование коллеги, а он ушёл к конкурентам или открыл собственный бизнес. Придётся искать замену, снова тратить время и деньги на подготовку следующего разработчика.
Создать чат-бот в конструкторе своими руками
Создать чат-бот в конструкторе можно самостоятельно. Сборка и тестирование обычно занимают до пяти дней. Цена зависит от конструктора. Например, на платформе Botmother стартовый тариф обойдётся в 4 399 рублей в месяц. В него входит один бот без ограничений на количество пользователей и сообщений.
Для сборки и тестирования продукта есть бесплатный тариф. Единственное ограничение — пять пользователей. Этого достаточно для проверки сценариев и поиска ошибок.
Часто для мероприятия хватает одного чат-бота. Даже в стартовом тарифе Botmother нет ограничений на размеры ботов и сценариев. В одной схеме может быть несколько потоков, которые не пересекаются между собой. Один бот можно подключить к разным платформам, например, Telegram, WhatsApp, VK. Для каждой платформы можно создать свои сообщения и кнопки.
Плюсы:
не нужен большой бюджет;
просто использовать;
не надо учиться программированию;
разработка и правки — под вашим контролем;
есть шаблоны, в том числе, под мероприятия;
можно восстановить бэкап бота годичной давности;
есть поддержка в чате на сайте, где решают проблемы и помогают разобраться с инструментами.
Минусы:
придётся потратить несколько дней, чтобы освоить конструктор.
Если используете чат-боты на регулярной основе, то этот вариант самый удачный.
Собранный в конструкторе чат-бот может выполнять работу сразу нескольких сотрудников, заменяя отдел поддержки, менеджера по продажам, кассира, хостес, справочную службу и почту. Он прост в освоении и не требует знания языков программирования. Зарегистрируйтесь на сайте Botmother и создайте тестовый чат-бот бесплатно.